31/03/2016

Соломоново решение Верховного суда

Адвокат Константин Савин дал комментарий для портала Legal Report о том, могут ли инфраструктурные объекты быть движимым имуществом.
С 1 октября 2013 года вступила в силу ст.133.1 Гражданского кодекса (единый недвижимый комплекс)[1], которая позволяет рассматривать в качестве единого объекта недвижимости инфраструктурные сооружения, в том числе и линейные объекты: железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и пр.

Но на «коммунальном» уровне в аналогичных ситуациях, как показывает практика Верховного суда РФ, у судов по-прежнему возникают сложности с идентификацией подобных объектов, в том числе на уровне третьей инстанции. До ВС РФ дошло дело, в рамках которого якутская управляющая компания «Жилищный стандарт» пыталась признать право собственности на накопительные канализационные емкости-септики с сетями, соединяющими их с двумя многоквартирными домами. В своем заявлении коммунальщики называли эти сооружения движимым имуществом, просили признать безхозяйными и передать объекты в свою собственность.

В июне 2014 года Якутский горсуд Республики Саха (Якутия) заявление «Жилищного стандарта» удовлетворил, установив, что «имущество является движимым, не принято в муниципальную собственность, не является общим имуществом собственников жилых помещений в многоквартирных домах и поступило во владение общества, которым и обслуживается». Но республиканский Верховный суд решение первой инстанции отменил и заявление коммунальщиков отклонил.

По мнению тройки судей ВС РС(Я), Елены Пуховой, Светланы Местниковой и Анны Осиповой, объект является недвижимостью — «инженерным сооружением водоотведения для транспортировки сточных вод», где часть септика находится под землей и неразрывно связана с ней. «Перемещение септика без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, как невозможна и его эксплуатация без связи с землей», — пояснили в своем определении судьи. Кроме того, констатировали они, право собственности на такие объекты может быть признано только за муниципалитетом. Однако президиум республиканского ВС в ноябре 2014 года отменил определение апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции, где спорный объект был признан движимым имуществом.

15 марта 2016 года этот вопрос рассматривала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, а вчера было опубликовано ее определение. Судьи Александр Кликушин, Татьяна Вавилычева и Татьяна Назаренко признали, что президиум ВС РС(Я) ошибся, а права была апелляционная инстанция. Коллегия ВС констатировала, что септики и канализационные трубы являются недвижимой вещью, а именно «инженерными сооружениями, которые расположены под землей и прочно связаны с ней, их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно».

Адвокат из АК «Павлова и партнеры» Константин Савин тоже считает, что такое имущество не должно принадлежать ни муниципалитету, ни управляющей компании, а только жильцам многоквартирного дома, ведь оно «создано исключительно для обслуживания главной вещи — здания. Септик не выступает в гражданском обороте отдельно, а только как принадлежность главной вещи», — уверен Савин.

Читать полностью

Возврат к списку

Дина Гаврикова