09/11/2016

Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 7 в свете последней судебной практики

Статью для журнала "Судья" подготовил руководитель судебных проектов Сергей Солдатенко.
С момента принятия Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее — Постановление ВС РФ, Постановление) прошло не так много времени, чтобы можно было говорить о полномасштабном внедрении в юридический быт и правоприменительную практику позиций, изложенных в данном документе.

Для того чтобы проследить постепенное «оживление» положений Постановления, необходимо исследовать, как суды различных уровней разрешают конкретные споры, связанные тем или иным образом с проблематикой ответственности за нарушение обязательств.

Среди важных позиций Верховного Суда Российской Федерации (далее — ВС РФ), высказанных в Постановлении, мы хотели бы заострить свое внимание на следующих:
— упрощение порядка и способов взыскания убытков;
— введение презумпции наличия причинно-следственной связи между совершенным нарушением и возникновением убытков, если возникшие убытки — это обычное по-
следствие подобного нарушения;
— разъяснение порядка привлечения к ответственности за неисполнение обязательства в натуре;
— разъяснение правил взыскания астрента (от фр. l’astreinte), названного в Постановлении ВС РФ судебной неустойкой;
— разъяснение порядка привлечения к ответственности за недобросовестное ведение переговоров (так называемая доктрина culpa in contrahendo).

Статья доступна по ссылке:

Возврат к списку

Дина Гаврикова