04/07/2019

Интервью Галины Павловой: Пока новые нормы ГК по наследству – как незаполненные ящички в комоде

Галина Павлова дала интервью об изменениях в наследственном праве журналу "Юрист компании".
Галина, хочу поговорить с Вами о поправках в ГК по наследству, которые вступили в силу с июня. Одно из изменений — совместные завещания. Как думаете, почему решили их ввести?

Это связано с запросами сегодняшнего дня. Наступило время, когда уже пора задуматься о передаче своего дела. Состоятельные граждане, предприниматели, бизнесмены сталкиваются с вопросами, решения которых в нашем Г К не было. Дело в том, что в нашем наследственном, семейном законодательстве еще сохранилось отчасти советское наследие. Это касается круга наследников, обязательной доли, сроков принятия наследства и ряда других положений. Над этими вопросами задумываются законодатели. А недавние изменения связаны с тем, чтобы улучшить инвестиционный климат, дать возможность нашим состоятельным гражданам вернуть в Россию имущество, распорядиться им здесь.

Когда смотрела изменения, у меня остался вопрос: чем отличается совместное завещание от ситуации, когда супруги заключают брачный договор и отдельно каждый составляет завещание?

Во-первых, брачный договор можно составить до заключения брака, и сейчас это все больше практикуется. Правда, этот договор вступает в силу, когда люди вступают брак. Но, тем не менее, в брачном договоре граждане решают, каким образом будет организована экономическая жизнь их семьи. Совместное завещание супруги могут заключить только уже будучи в браке. Каждый из супругов действительно может оставить свое завещание. Но когда речь идет о совместных завещаниях, здесь открытая книга: оба супруга видят и договариваются о том, как они будут завещать имущество. То есть они совместно решают, кто будет наследником, какое имущество ему оставят. Можно выделить только часть имущества и его совместно завещать третьим лицам, своим родственникам, изменить размер супружеской доли. Думаю, это пока рамочное решение. Конечно, некоторые вопросы будут регулироваться судебной практикой, но и законодательство получит свое дальнейшее развитие. Ведь есть ряд положений, которые вызывают вопросы.

Например, возможность в любой момент отменить совместное завещание.

Да, его может отменить любой супруг. Мы обсуждали этот вопрос на одной из конференций по наследственному праву. Пришли к выводу, что в действующей редакции закона совместное завещание скорее на случай, когда оба супруга одновременно в результате трагического случая уходят из жизни и к этому моменту никто его не отменил. Но в любом случае я считаю, что эта новелла ГК — основа для будущих уточнений, внесения изменений. Этот инструмент есть в Европе, и он активно используется.

А в Европе тоже можно в любой момент отказаться от совместного завещания?

В некоторых странах предусмотрены определенные ограничители вплоть до того, что, например, имущество, которое уже завещано, должно быть разумно сохранено. И конечно, здесь важен менталитет, определенное отношение к этому инструменту, которое уже выработано не просто годами, а десятилетиями, а по каким-то вопросам и сотнями лет.

Еще одна новелла ГК — наследственный договор. Насколько я поняла, принципиальная разница между наследственным договором и совместным завещанием, кроме возможности требовать убытки, в том, что в наследственном договоре кроме супругов могут участвовать еще третьи лица.

Это не совсем точно. Дело в том, что наследственный договор может быть заключен вообще не супругами. Здесь иной субъектный состав, его может заключить наследодатель как с наследниками, так и с треть ими лицами, например, с целью оставить все своему управляющему или еще кому-то. И здесь коренное отличие. Особенность этого договора в том, что стороны при жизни договариваются об определенных условиях. Если взять просто завещание, то в нем можно указать, что я завещаю, например, картины, но при этом наследник должен содержать мои картины в коллекции, не разделять их. Но когда будущий наследник вживую подписывает договор и люди договариваются при жизни, это уже другая история.

Можно привести другой пример. Квартиру передают в собственность, а за это наследник содержит наследодателя вплоть до его смерти — по сути речь идет о пожизненной ренте. Эту ситуацию может регулировать наследственный договор. Единственное, здесь право собственности перейдет не сразу, а уже после смерти наследодателя.

Полностью интервью доступно по ссылке:

Возврат к списку

Дина Гаврикова