29/11/2018

Арбитражным управляющим - автоматическую ответственность

Комментарий партнера бюро Константина Савина для агентства "Интерфакс"
Признание действий арбитражных управляющих неправомерными влечет их ответственность за убытки или субсидиарную ответственность, следует из определения Верховного суда (ВС) РФ по делу Михаила Василеги и Эмина Мацаева. Профессиональное сообщество вряд ли готово к такому строгому подходу, считают эксперты, тем более что и срок давности рискует стать сильно растяжимым.

Эти правовые позиции появились благодаря арбитражным управляющим небольшого чувашского предприятия, занимавшегося пошивом спецодежды - ЗАО "Рассвет". Один из них - Михаил Василега - в 2012 году распределил между частью кредиторов 100 млн рублей, поступивших в конкурсную массу от продажи активов предприятия-банкрота, хотя
у него образовывалась текущая задолженность по НДС в размере 17 млн руб. (по закону она должна была быть погашена в первую очередь). Представитель ФНС требовал отстранить М.Василегу, но суд освободил его от должности арбитражного управляющего по собственному желанию.

От второго - Эмина Мацаева - кредиторы "Рассвета" требовали принять меры для минимизации последствий нарушений его предшественника. Но он не нашел другого способа, как подать иск о взыскании с компаний, получивших деньги от М.Василеги, 17 млн руб. в виде неосновательного обогащения. Суды резонно отметили, что у "Рассвета" была задолженность перед этими компаниями, поэтому о неосновательном обогащении речи идти не может. Этот иск был отклонен, а ничего нового Э.Мацаев не предпринял.

Действия М.Василеги и Э.Мацаева суды квалифицировали как ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей. Но когда налоговые органы попытались взыскать с управляющих 17 млн рублей в виде убытков, то Арбитражный суд Чувашской республики и две вышестоящие инстанции эти требования отклонили. М.Василега, по их мнению, действовал "в условиях правовой неопределенности". Что касается Э.Мацаева, суды сочли, что то между его действиями - выбором ненадлежащего
способа защиты - и негативными последствиями для казны нет причинно-следственной связи. По мнению всех трех инстанций, не доказано, что другие действия управляющего позволили бы вернуть спорные деньги в конкурсную массу <...>

СРОК БЕЗ ДАВНОСТИ

Вторая важная позиция, которую СКЭС ВС РФ высказала в деле М.Василеги и Э.Мацаева, касается срока давности. Нижестоящие инстанции, вставая на сторону арбитражных управляющих, констатировали, что трехлетний срок истек, так как его нужно отсчитывать с конца 2012 года, когда налоговики узнали о реализации имущества банкрота и распределении средств. ВС РФ с этим не согласился. "Исковая давность исчисляется с момента, когда уполномоченный орган получил реальную возможность узнать, что его текущие требования окончательно не могут быть погашены", - говорится в акте коллегии. Об этом налоговому органу стало известно не ранее принятия последнего судебного акта, которым зафиксирована безрезультатность принятых конкурсным управляющим Э.Мацаевым мер.

Определение СКЭС в части сроков давности "явно поддерживает тренд, заложенный ВС РФ в начале 2018 года", - говорит партнер, адвокат бюро "Павлова и партнеры" Константин Савин. Суть этого подхода в том, что при определении начала течения трехлетнего срока исковой давности для взыскания убытков с арбитражного управляющего учитывается не только тот момент, когда потенциальный истец получил информацию о противоправных действиях этого управляющего, но и точка во времени, когда "потерпевший" узнал, что в результате ему причинены убытки.

Эта позиция несет в себе серьезные риски, считают эксперты. "Позиция о течении давности со времени наступления неблагоприятных последствий мало изучена в российском праве, - отмечает К.Савин. - От этого базирующиеся на ней подходы судебной практики пока страдают правовой неопределенностью. Опасность этой позиции в том, что во многих
случаях формально с опорой на изложенный подход искусственно отодвигается начальный момент течения срока исковой давности".

Полностью статья доступна по ссылке:

Возврат к списку

Дина Гаврикова